Возрастная педагогика и психология: Протоиерей Василий Зеньковский

Возрастная периодизация детства, предложенная профессором психологии В. Зеньковским основана на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела, которые Зеньковский называет эмпирией. По мысли профессора Зеньковского, смена возрастов связана именно с изменением проявлений зреющего духа в его эмпирии. Источником развития является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека, которая подчинена путям духа. В соотношении этих двух сфер в каждый период земной жизни и определяется неповторимая судьба каждого человека, его крест. В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Отмечая, что каждому человеку не только дана, но и задана его личность, Зеньковский пишет, что, обычно к зрелому возрасту, человек начинает осознавать общую связность и внутреннюю логичность своей жизни.

Протоиерей Василий Зеньковский. НА ПОРОГЕ ЗРЕЛОСТИ

Мы переходим к тем мыслителям, которые развивали свои философские построения, исходя из религиозного мировоззрения. Разнообразие течений этого рода, особенно развернувшееся в последующую эпоху, объясняется тем, что на почве Православия никогда не было какого-либо обязательного или даже рекомендуемого церковным людям мировоззрения. Общее тяготение христианского Востока к Платону и платонизму даже в золотой. А на русской почве верность догматическим основам Православия легко соединялась с различными философскими симпатиями — от острого рационализма до крайнего мистицизма.

Даже в высшей духовной школе, как мы уже отчасти видели, строгая верность догматическим принципам сочеталась у разных мыслителей с совершенно различными философскими построениями. Но впервые у Ф.

Лит.: Страхо Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском Аполлон Григорьев. Н.Н.страхов. Ф.М. Достоевский // Зеньковский В.В.

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Зеньковский в Киевском университете 8 страница Обратимся к основной нашей теме — к вопросу о развитии психической жизни ребенка в течение первого года.

В 1 е г — . Гегель толковал первый крик ребенка, как выражение его высшей природы, его власти над внешним миром. В другом толковании первый крик выражает протест против того, что дитя призвано к жизни, с ее страданиями и горестями. По Канту в первом крике выражается сознание стесненности свободы, невозможности двигаться Именно эта реакция в форме крика и свидетельствует о наличности в самый момент рождения осязательных ощущений, так как термические ощущения входят в эту именно группу.

Известно также, как с первых же дней жизни дети любят купание, доставляющее им приятные термические ощущения. Легко убедиться в том, что, кроме кожной чувствительности, дитя при рождении обладает и вкусовой чувствительностью:

Зеньковский в Киевском университете Психология детства Задачи психологии детства, ее историческое развитие. Основные направления в психологии детства. Место ее в системе психологических дисциплин.

Русские мыслители и Европа Зеньковский В. В. электронная книга для чтения онлайн и в мобильном приложении ЭБС. Подписка для ВУЗ-ов и ССУЗ-ов.

О чуде Возможность и реальность чудес А между тем отрицание чуда совершенно недопустимо для религиозного сознания, — можно даже сказать, что объем и глубина нашей веры определяется способностью видеть чудо в мире. Вера открывает нам бытие Божие — не как идею, но как Высшую Силу; в христианской же вере Бог открывается нам как Отец наш небесный, к Которому обращается душа наша и в радости и в печали, светом и силой Которого согревается наша жизнь.

Верить в Бога — значит чувствовать Его любовь, Его заботу о нас, это значит искать в Нем ответ на наши трудности и тревоги. Молитва есть главный проводник нашей религиозной жизни, нашей веры, без молитвы нельзя просто говорить о вере — а молитва есть беседа с Богом, есть обращение к Богу. И всякая молитва ищет от Бога ответа, ищет от Бога помощи или силы, света или правды.

Невозможна и бессмысленна была бы молитва, если бы Бог был безмолвен, если бы наше обращение было безответным. Молясь Богу, обращаясь к Нему, мы дерзаем просить у Бога ответа, мы живем тем, что Бог нас слышит. Если слышит — как может Он не отвечать, Он, Чья любовь безмерна, Чье милосердие безгранично? Вся жизнь веры определяется тем, что Бог слышит нас, видит тайны нашего сердца и отвечает нам, идет нам навстречу.

Православная Библиотека (читать, скачать 2 )

Введение Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л. Репина и других ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей И.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

В свою очередь В.В. Зеньковский отмечает, что включаясь в игру, ребенок преступает порог застенчивости и страха, подражание в игре любимым.

Нравится Проблема влияния семейного окружения на особенности эмоционального развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития. Проведенные исследования по указанной теме, показывают, что психологический аспект семейного воспитания остается важнейшим и составляет основу этого процесса. Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе В.

Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов В. Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми.

Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам. Поэтому выявление роли семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста является важной задачей социальной и общей психологии.

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы преодоления детских страхов.

Список литературы по теме «страхи у детей»

Зеньковский считал страх одной из основных и врожденных форм реакции души человека. Меняются предметы страха, меняется выражение страха и его влияние на внутренний мир личности, на ее поведение, но страх, как определенная форма оценки, как тип отношения к миру и людям, остается всегда в человеке. Любой предмет, любое явление может стать объектом страха. Особенно ясно выступает это у детей, которые боятся темноты, резких звуков, незнакомых лиц, животных, воды, огня и т.

Каково влияние страха на ребенка? Вне всякого сомнения необходимо отметить его отрицательное влияние, доходящее в исключительных случаях до разрушения психического и нервного здоровья.

Протоиерей Зеньковский. Август г. .. переживаем как страх, выражается в ряде телесных сотрясений (общая телесная депрессия, доходящая.

Глава Обычное понимание детства, его ошибки. Проблема детских игр, обычное их понимание. Теория Шиллера, теория Спенсера. Учение Гроса об игре и его новейшие модификации. Роль фантазии в игре. Мы все были детьми, мы всегда окружены детьми. Воспоминания из собственного детства, непосредственное восприятие детей, нас окружающих, — все это, конечно, вводит нас в душевную жизнь ребенка, но не настолько, чтобы мы могли разобраться в особенностях детства.

Мы почти всегда грешим упрощением загадки детства — как раз потому, что слишком много имеем дела с детьми: Если Гамлет прав в своих иронических замечаниях, что играть на человеческой душе без подготовки можно еще с меньшим правом, чем это возможно в отношении игры на флейте, — то во сколько раз более прав он, если отнести его мысль к детству!

А между тем нам почти всегда кажется, что мы хорошо понимаем детскую душу, что от нас не закрыто ни одно движение в ней Как часто и горько мы обманываемся в этом, и как много от этого страдают наши дети! Основная наша ошибка в отношении детей заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, слабые.

Детская душа, с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии.

/ Зеньковский В.В. Психология детства

Эльконин полагает, что игра — это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых людей. Игра, по мнению В. Игра, по словам А. Захарова, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни.

Экспериментальное исследование страхов и тревожности у дете и их коррекция средствами . Зеньковски Психология детства.

Мы переходим к тем мыслителям, которые развивали свои философские построения, исходя из религиозного мировоззрения. Разнообразие течений этого рода, особенно развернувшееся в последующую эпоху, объясняется тем, что на почве Православия никогда не было какого-либо обязательного или даже рекомендуемого церковным людям мировоззрения. Общее тяготение христианского Востока к Платону и платонизму даже в золотой век философско-богословского творчества в Византии не исключало большого влияния Аристотеля.

А на русской почве верность догматическим основам Православия легко соединялась с различными философскими симпатиями — от острого рационализма до крайнего мистицизма. Даже в высшей духовной школе, как мы уже отчасти видели, строгая верность догматическим принципам сочеталась у разных мыслителей с совершенно различными философскими построениями.

Но впервые у Ф. Мы все еще на пороге подлинных систем, не по отсутствию самого замысла построения системы, а по различным, большей частью внешним причинам, мешающим развернуть в систематической форме интуиции к построения. Но семена того, что мы найдем в ряде систем в последующую эпоху, всходят впервые в ые годы и даже раньше.

Педагогические взгляды протопресвитера В.В.Зеньковского 1881 1962

Развитие психики, страхи, социальная адаптация, ин-терпретация детского рисунка. Наука и Техника, Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер, , с. В В Старовойтова — 2е изд.

Страх определяют как аффективное отражение в сознании конкретной З. Фрейд, Ст. Холл, Ю. Щербатых В.П., Симонов В.В., Зеньковский и др.

Проблема каждого Настоящая статья посвящена одному из очень трудных, но в то же время и самых неотложных вопросов нашего времени [1]. Без преувеличения можно сказать, что ни в чем так не нуждается наше время, как в том, чтобы современная семья могла дать надлежащее религиозное воспитание своим детям. Религиозное оскудение, столь остро проявившееся у христианских народов в и веках, глубочайшим образом было связано с разложением и упадком семейной жизни, с тем духовным гниением, которое проникло в семью и отравило ее.

Можно установить и обратный факт: Между здоровьем семьи и цветением религиозной жизни какой-либо эпохи существует самая глубокая и тесная связь. Отдельные яркие и сильные люди могут дать простор своим религиозным движениям и вне этого, но приобрести широкое и исторически плодотворное значение религиозная одаренность молодежи нашего времени может только в том случае, если семья выполнит лежащую перед ней задачу религиозного воспитания.

Религиозная значительность нашей эпохи определяется тем, насколько новой и религиозно живой является семья. Это глубокое мое убеждение, одну из граней которого я попытаюсь осветить в настоящей статье. Семья как орган религиозного воспитания Может ли современная семья иметь религиозное влияние на своих детей? Главное здесь — в изменяющемся положении женщины и в превращении семьи из трудовой единицы в единицу потребительскую.

Христианизация семьи, которая безостановочно шла в течение веков и которая изнутри преображала семейную жизнь, подверглась в веке серьезнейшему испытанию… Процессы христианизации семьи либо должны искать иных для себя оснований, либо должны стушеваться и уступить место новой варваризации семьи. Коснемся сначала экономической стороны.

Зеньковский В.В. История русской философии - файл 1.

Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественн Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения. Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественн Страница 1 Проблеме детских страхов уделяется много внимания, в виду их довольно широкого распространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов проблема страха занимает особое место.

У разных исследователей существуют различные подходы к определению страха. Лрошевский страх определяют как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности [39].

Cambridge, ; Гуральник У. Н. Н. страхов- литературный критик //Вопр. лит. № 7; Зеньковский В. В. История русской философии. М.,

Ноябрь отредактировано Втр 11 Апр в Форум по психологии Идеи известного русского философа, богослова, педагога и психолога В. Зеньковского о структуре личности человека, о психическом и духовном его развитии представляют особую ценность в связи с тем, что ученый исследовал процессы развития человека на стыке психологии и богословия.

Зеньковский полагал, что предметом психологических исследований является душа человека. Строение человека он объяснял в христианской традиции трихотомии, различая в человеке телесную, душевную и духовные составляющие. Таким образом, человек рассматривается В. Зеньковским как сопричастник двух миров — мира тварного и мира Абсолютного.

Человек сотворён Богом и потому он принадлежит также сотворённому Богом миру тварному, что делает человека подобным другим живым существам. Человек сотворён по образу и подобию Божиему и потому сопринадлежит миру Абсолютному и обладает чертами своего Творца — самосознанием, свободой, глубиной и неисчерпаемостью внутреннего мира. Существенной особенностью психологической концепции В.

Snikers, и ты в шоколаде!